Вокзал для Двоих 1982г. о Женах, Любимых и Посещении Заключенных в Праздники
Эльдар Рязанов, король «смеха сквозь слезы», — с одним из лучших фильмов на излюбленную тему: случайная встреча переворачивает людские судьбы.
Итак, на вокзале, при весьма непривлекательных обстоятельствах, познакомились два абсолютно ненужных друг другу человека — официантка Вера и пианист Платон Рябинин, который очень скоро должен отбыть в отдаленные места (в заключение) с тем, чтобы нести там наказание за совершенную не им аварию...
Они бы никогда не встретились, а если бы и встретились, так, чисто случайно, то вряд ли бы познакомились, заговорили друг с другом, если бы не… трагический случай в жизни одного из главных героев.
Между ними пропасть… социальная. Он (Платон Рябинин) музыкант, интеллигент.
Она (Вера) простая официантка в провинциальном привокзальном ресторанчике.
Казалось бы, что может быть общего у этих двух совершенно разных людей. Вроде бы ничего. Но это только на первый взгляд. А если копнуть глубже, то можно найти массу сходств, похожестей между ними. Они оба несчастны, одиноки, никем по-настоящему нелюбимы. И вот в один прекрасный день судьба буквально сталкивает этих двух людей.
Пословица гласит: «От любви до ненависти один шаг». В данной истории всё произошло буквально наоборот. Их знакомство началось с грандиозного скандала. Причина: отказ платить по счету.
- Не ел я ваш мерзкий борщ…
- А если вы его не ели, откуда знаете, что он мерзкий?
Затем событие за событием происходит сближение главных героев, которое впоследствии перерастает в большое крепкое советское чувство.
Место действия — вокзал. Казалось бы, всего лишь обычный вокзал, но именно там Платон впервые почувствовал себя абсолютно свободным и счастливым. Он открыл Вере глаза на саму себя, дал понять, что она прекрасна, красива, сногсшибательна, очаровательна и т. п. Она призналась ему в ответ, что за всю жизнь ей никто никогда не говорил таких слов. Жестокая реальность многих женщин, не знающих себе цену.
Ему нужно на суд. Они расстаются и не уверены, что встретятся когда-нибудь вновь. Оба многое хотят сказать друг другу на прощание. Мне кажется, в их душах стоял в тот момент неистовый крик: «Я люблю тебя! Давай всегда будем вместе!». Но они сдержались, довольно сухо попрощались, всё-таки надеясь, что они видят друг друга не в последний раз.
Э. Рязанов много говорил в своих интервью о том, как Л. Гурченко в роли Веры выразила всю боль разлуки с любимым при переходе через мост. Ее спина, походка, выражение лица…
Сколько бы раз мы не смотрела этот фильм, в конце всегда плакала навзрыд. Поистине великий фильм о настоящей любви. Эльдар Александрович, спасибо!
Платон, которого вызвали на свидание с женой, которую он вовсе не ждал и не хотел видеть, в прямом смысле подавился пирожком, когда увидел, что на пороге дома стоит отнюдь не официальная жена героя, а Вера, официантка из ресторана, которая во имя любви преодолела немыслимое расстояние лишь бы встретиться с любимым. Именно в такие моменты понимаешь, что любовь действительно существует. И когда ты ее находишь, тебе совсем неважно какой у твоей второй половинки социальный статус, доход и пр., потому что ты любишь, тебя любят, и это главное. Ведь когда есть любовь, можно преодолеть все невзгоды на свете. Ниже, вы сможете прочитать историю, какая же трагедия случилась с главным героем - Платоном Рябининым и куда он направляет свой путь. Почему он торопится, боится не успеть и почему так склонен ценить то человеческое отношение и участие, которое к нему проявила официантка привокзального кафе Вера.
Он- пианист, хороший семьянин. Зачастую он играет, передавая состояние своей души, но кто его может понять? Для него этот вопрос скорее риторический, чем подающий надежду. Его супруга живет с ним, но её мир отдален от его мира, дочка, с которой у него не очень хорошие взаимоотношения- влияние матери-, уже почти на выдане, больной отец, который так в нем нуждается, и ему кажется, что вот так он и подойдет к закату своей жизни. Это самодостаточная семья, но, к сожалению, только в финансовом смысле.
Он находит отдушину в своей работе. Когда его руки касаются клавиш рояля, кажется, что инструмент проникается глубоким состраданием и понимаем к своему хозяину, и покорно подчиняется велению тонких и нервных пальцев. Песня души этого человека рвется наружу, но снобизм и равнодушие, словно молот, вбивают её все глубже и глубже.
Печаль. Наигранные улыбки. Осознание долга. Никому ненужная роль. Друзья. Враги. Коллеги. Его жизнь оттеняется серым цветом на фоне поверхностной роскоши.В один из таких обычных дней, жена просит отвезти ее подругу в аэропорт. Он, вновь с наигранной улыбкой, соглашается. У них так повелось, что за рулем обычно ездит жена. Он не любит езду. Ему и так сложно и напряженно жить, так для чего еще одно напряжение?! Пусть ведет она, думает он. Она же так любит это.
Дорога обратно выдалась проблематичной — темно, сыро. Дождь беспорядочно так и хлещет по стеклу, словно негодует на супругов, что они выехали в такую прескверную погоду. Да они и сами не лучшем настроении. Жена пристально вглядывается в дорогу. Они почти не общаются.
И вдруг, словно призрак, перед ними возник человек. Он появился так внезапно, он оказался настолько близко, что она не справилась с управлением и протаранила этого несчастного.
После удара, жена впала в истерику, начала махать руками, причитать, рыдать. Он пытается её успокоить и, вдруг, его осеняет- я возьму вину на себя, говорит он вначале себе и потом ей. Такой жест, такое благородство под силу только настоящим мужчинам. Её же тронула потрясающая возможность избежать ответственности и она, благодаря его, тут же соглашается. Ей-то он в принципе не нужен — ну кто он? Музыкантишка какой-то. Еще бы был там каким-нибудь лауреатом… Он мог бы им стать. Но не стал, и это факт. Посредственность. Взял на себя вину — это великолепно. Настоящий рыцарь! Какая возможность!
Пригородный вокзал. Станция. Десятиминутная остановка.
Он выходит из вагона и спешит. Теперь он спешит всегда. Как ему надо многое сделать, перед тем как огромные железные ворота тюрьмы не поглотят его на долгие годы. Больной отец ожидает его. Только бы успеть, думает он.
Он зашел в обычную советскую невзрачную столовую и с ним еще человек, наверное, сорок. Быстро расселись по местам, в ожидании обеда. Официантки с подносами суетливо бегают взад и вперед. Им необходимо выполнить план.
Скорость обслуживания даже если и темповая, то качество борща оставляет желать лучшего. Герой Олега Басилашвили, хоть человек и мягкий, но к еде он особо чувствителен. Эта чувствительность не заставила себя долго ждать — отведав, он бросил ложку на стол и хотел было уйти. И тут на его пути встала Она. Простая, на первый взгляд, женщина средних лет. Своенравная, резкая, даже грубая. То были первые его впечатления о ней. Какая вульгарная!
«Да не ел я ваш борщ!»
Но она- настоящая советская официантка, а скорее официанточка. Уменьшительно-ласкательный оборот определяется местоположением данного заведения и… репутацией.
А он? Он-то не далеко ушел. Его положение еще хуже. Ну, пусть к ней заскакивает этот проводник… жуткий тип. И они там, в этом купе… Ну, пусть она и обсчитает кого… Все равно это райские причуды, по сравнению с тем, что ждет его. Тоска… Боль…
Ей становится совестно. Ну что с него взять? И вообще… И вообще ей так не хватает простого женского счастья. Ее бывший муж — ее темное прошлое, которое, к счастью, безвозвратно ушло. Этот пассажир, кажется, тоже страдает. У него на лице написана боль.
Он рассказывает ей свою историю. Она понимает, что он в беде.
Герои фильма пережили каждый свою трагедию. Они — два берега у одной реки. У реки потерь, разлук и невезения. Единственное, на что обратили внимание их томные взоры — это маленькая лодка взаимопонимания и идентичности боли, в которую они сели и поплыли по течению жизни вместе.
И вдруг им показалось, что им так хорошо. Неужели это то, что они искали так много лет?!
Но… Ему скоро придется сойти с лодки и направиться в темный дремучий лес - тюремное заключение, из которого выйти ему придется еще не скоро.
Ну и что?! Ведь лодка не тонет. И его возлюбленная будет ждать его. Там, у его берега.
Она будет ждать, плакать, скучать и верить, что отбывать наказание осталось совсем немного. Напротив, ее любовь подбодряет его. Дает ему смысл жить и верить в лучшее.
Ее присутствие на его берегу, как лучик, освещает его нелегкий путь в этом темном и дремучем лесу. Она бережет его. Лелеет его. И он так благодарен Богу за то, что ему попалась та, о которой он мечтал всю свою нелегкую жизнь.
На пороге тюрьмы, куда его вызывают, наградив за примерное поведение длительным свиданием с ночевой, он видит не свою настоящую жену (а приехавшая представилась именно его супругой), а официантку привокзального кафе Веру, с которой он встретился когда-то по чистой случайности, когда ехал в последний раз навесить больного отца перед судом и провел всего несколько дней в ее городе, даже не признавшись ей в своих чувствах..
Удивлению Платона не было предела: "Что она здесь делает?? Зачем ей заключенный, которому отбывать наказание еще столько долгих лет?" (к слову сказать, настоящая жена, чью вину в гибели человека при ДТП он взял на себя, ни разу его в тюрьме не посетила). Но на эти вопросы не сможет ответить никакая логика и рациональный подсчет. "Не бойтесь жизнь переменить", как говорят сейчас - саундтрек фильма, отражающий его основной посыл или слоган: неоднократно Л.Гурченко пела эту заражающую силой и энтузиазмом песню в своих концертах. Пусть Платон Рябинин резко снизил свой социальный статус - не москвич, а еще очень долго заключенный со всеми проблемами будущей адаптации. Но Вера знает, какую Жемчужину она встретила в своей жизни и она готова посвятить ему всю себя - все силы и время, и ресурсы (впервые Платон за много месяцев в ее посещение ел хорошую домашнюю еду: ее пирожки, варенье и др., все что привезла с собой в тюрьму эта удивительная женщина.
Поэтому, Адвокатская Контора № 30 считает, что тема картины представляет собой огромную ценность для всего человечества в целом и для каждого в частности. "Встречаем по одежке, а провожаем..не по уму, а по внутренней наполненности души."
Вера нашла для себя идеальную пару, для которой стоит жить, летать и ждать. Потому, что и Платон тоже хотел встретить такую настоящую, неподдельную женщину. Без столичного лоска и такой же подлости, а простую, грубоватую, честную и прекрасную душой обычную женщину 40 лет с трудной судьбой, как Вера.
И мы думаем, что по сценарию фильма для Нее(Веры) и для Него(Платона) это был фактически единственный в жизни шанс встретить своего человека. Ведь в ее городишке не водились такие благородные и породистые особи, как он, и в его столицах также с огнем не найти честную и преданную женщину, которая способна ценить его, как мужчину, а не по регалиям. Не потому, что он Лауреат и живет в хорошем месте и с доходом и перспективен. А просто, потому, что Жив, Мужчина и Прекрасен, таким какой есть, даже, если это тюремная роба, и срок еще далеко не заканчивается..
Сценарист Эмиль Брагинский и Режиссер Эльдар Рязанов рассказали простую и сложную историю о одиноких душах, искавших свои половинки и, при очень необычных обстоятельствах, нашедших друг друга.
Они бы никогда не встретились, а если бы и встретились, так, чисто случайно, то вряд ли бы познакомились, заговорили друг с другом, если бы не… трагический случай в жизни одного из главных героев: ДТП и столкновение с человеком, повлекший смерть пешехода на темной дороге в дождь и непогоду.
Наша статья сегодня посвящается всем отбывающим тюремное наказание и женам, верно посещающим и ждущим своих мужей домой.
Спасибо им большое!
Источник: https://www.kinopoisk.ru/user/219022/comment/211293/
Сам фильм из 2 серий вы можете посмотреть на Youtube или перейдя по ссылке: