«Двое в Городе» 1973 и 2015: 2 Фильма по 1 сценарию: о Бывшем преступнике, его Досрочном Освобождении и Гильотине в Конце
Историю Джино Страблиджи нам рассказывает воспитатель Жермен Казнев, закадровым голосом своих мыслей сопровождая её повороты.
Мы знакомимся с ним в тот момент, когда Джино выходит из тюрьмы, преисполненный самых светлых надежд, он являет собой практически образец положительного героя.
Воспитатель познакомился со своим подопечным только в тюрьме. Возможно поэтому мы не знаем, каким Джино был до тюрьмы, почему, имея любимую и любящую жену, он выбирает опасную стезю главаря банды грабителя банков, а не добропорядочного и законопослушного гражданина. Мы можем только предполагать причины и верить в то, что за 10 лет заключения Джино действительно исправился.
И что в этом немалая заслуга тюремного воспитателя, который за 27 лет работы не разучился видеть в каждом заключенном человека, личность, способную понять свои ошибки и захотеть исправить их. Видимо Джино, потеряв то, что имел, научился ценить это по-настоящему: верную жену и свободу.
Понять, что за те 10 лет, что провел в тюрьме, он мог бы на воле заработать денег больше, чем украл в банке, не рискуя ничем и не лишаясь ничего.
Как прекрасно все начиналось! Счастье, обретенное с Софи. Сунувшиеся было к Джино старые дружки с планами новых совместных дел получают вежливый, но решительный отказ: с прошлым покончено раз и навсегда! Но они, конечно же, не верят ему. Ничего, одумается, заскучает и вернется. Главное, быть всегда поблизости и не упускать дружка из виду. А в жизни всегда что-то случается.
Гуатро тоже имел многолетний опыт работы с преступниками, ощутимо искаженный профессиональной деформацией восприятия людей. Этот опыт, в сочетании с его природной глупостью и уверенностью в собственной правоте, базируясь на подлой и ничтожной его натуре, сформировали у него убежденность в том, что преступник исправиться не может. И он начинает охоту на Джино, следя за каждым его шагом, обкладывая его со всех сторон. На самом деле Гуатро не важно, исправился Джино или притворяется, что перевоспитался. Для него важно еще раз доказать всем и самому себе, что он опять оказался прав, и Джино не случайно познакомился с девушкой из банка, что он как был преступником, врагом, так им и остался.
- Мне платят за то, чтобы я сомневался.
И в этом своем рвении он не знает никаких границ, правил и приличий. Он уверен в своем праве и правоте, не гнушаясь подставами, ложью, подтасовками, угрозами. Мы всегда боимся от других того, что можем сделать сами. Будучи человеком подлым, иезуитски жестоким, нечестным и упертым, Гуатро и всех остальных подозревал в подлости и лжи. Ведь преступник, раз попав в тюрьму, перестает быть человеком, оставаясь преступником навсегда. И он был не одинок в этой своей уверенности.
Инспектор был всего лишь маленькой деталькой в огромной машине государства, винтиком в сложной системе правосудия и наказания, взявший данный тезис за правило.
Разве видели человека в каждом заключенном члены тюремной комиссии по помилованию? Они проходят перед ними нескончаемым безликим конвейером, и нет никакого времени и желания вникать в тонкую душевную организацию каждого преступника.
Разве видели людей охранники тюрьмы в тех, кого они охраняли?
— Стрелять, стрелять! Только и знаете, что стрелять! А поговорить с ними вы не пробовали?
Им это и в голову не приходило. Охранникам платят за то, чтобы они охраняли преступников, а не разговаривали с ними. Как инспекторам и полиции платят за то, чтобы они преступников ловили. Судьям платят за то, чтобы они преступников судили и изолировали их от остальных, нормальных людей. Обществу никто не платит, но и оно в массе своей склонно считать, что от преступников, даже бывших, надо держаться подальше, потому что преступники неисправимы, и это почти аксиома. И только воспитателю Жермену платят за то, чтобы он старался помочь каждому человеку, кому еще возможно.
- Бороться надо с условиями, порождающими преступления, сильнее чем с самими преступниками.
С этим согласны все. На словах. А на деле машина правосудия действует, как машина для убийства — гильотина. Она просто выполняет свою задачу, ей некогда вникать в детали жизни и случайности, приведшие к ним жертву.
Жизнь полна случайностей. Кто знает, как бы сложилась она у Джино, не погибни его жена. Или не работала бы в банке Люси. Или выбери он себе в подруги не Люси, а влюбленную в него дочь Жермена, Эвелин. Не столкнись он в тот роковой день, когда пришел отмечаться в участок, с Гуатро. Не переведись Гуатро работать в Монпелье, куда уехал жить Страблиджи. Не столкнись Джино со своими друзьями — гангстерами случайно на автозаправке.
Если бы Джино не был таким вспыльчивым, смог справиться со своим гневом.. Так много если бы, сбудься хоть одно — два из них, и не было бы такого страшного финала. Но он был. Видимо, Джино действительно был невезучим. Возможно, не более невезучим, чем любой из нас.
Жизнь полна случайностей, и они готовы обрушиться на любую голову. Как снег. Или как гильотина. Машине для убийств некогда разбираться в нюансах и вникать в тонкости. Не для того она поставлена.
Жан Габен, Ален Делон, Мимзи Фармер, Мишель Буке, Виктор Лану да и вообще все актеры сыграли эту историю очень точно и пронзительно. Не помешала этому даже схематичность или плохая пропись некоторых персонажей. Режиссер Жозе Джованни, не зацикливался на этом. Он, будучи противником смертной казни, хотел рассказать зрителям, как это ужасно, остаться с машиной смерти один на один. И что на месте Джино легко может оказаться любой. И не всегда потому что виновен. Просто так могут сложиться обстоятельства, случайно замкнувшись в трагическую цепь случайностей. Которыми полна жизнь.
Когда-то Джино Страблиджи был участником банды грабившей банки, но на одном из налетов он был пойман и приговорен к двенадцати годам тюрьмы. За время отсидки он полностью изменился, тюрьма не озлобила его, а наоборот помогла разобраться в себе. Безусловно ключевую роль в таком превращении сыграл тюремный воспитатель Жермен, мало того, он добился, перед комиссией по помилованиям, что бы Джино выпустили на два года раньше окончания срока.
После освобождения Джино вынужден переехать в предместье Парижа, так как бывшему заключенному не разрешается селиться в крупных городах. Он устраивается на работу в типографию, где ремонтирует печатные станки, помогает с отладкой печати, хозяин мастерской сразу же выделил его и сделал своим помощником. Так жизнь вошла в обычную для большинства людей колею: по будням — работа, а по выходным Джино с женой выбирались на природу, иногда вместе с семьей Жермена, иногда, только вдвоем.
Кажется, что теперь-то все самое страшное осталось в прошлом и вот сейчас жизнь, наконец, вознаградит Джино за пережитое. Но у судьбы оказались другие планы. Его жена гибнет в автокатастрофе, бывшие дружки неустанно преследуют, предлагая снова заняться грабежами, а один из полицейских — инспектор Гуатро, ищет способ снова посадить в тюрьму. С определенного момента герой ломается под невероятным грузом проблем, он оказывается загнанным в тупик, невероятным стечением обстоятельств.
Не смотря на то, что закадровый голос Жермена, заранее готовит зрителя к финалу ленты, это не делает картину предсказуемой, все происходящее на экране воспринимается очень остро. Даже моменты счастья не помогают зрителю развеять напряжение, ведь они окрашены ясным видением трагической концовки. Приходит отчетливое, и ясное понимание — Джино обречен, у него нет шансов на спасение.
«Двое в городе» это манифест человека против несовершенной системы правосудия, на всем протяжении фильма неустанно повторяется довольно очевидная мысль: тюрьма — это не лучший способ перевоспитания. Бунты, мятежи, отчаяние, акты суициды, ненависть, вот что рождает тюрьма и в ленте это довольно наглядно иллюстрировано.
Но вот перед нами Джино, он пришел в тюрьму бандитом, а вышел честным человеком, который хочет остаток жизни провести с любимой женщиной, заниматься любимым делом, и не помышляющий возвращаться к прошлому. Это ли не опровержение того о чем говорилось выше? Как оказалось, нет. Один раз, наказав его, государство, в лице инспектора Гуатро, и после освобождения продолжает карать преступника. Дело здесь не в том, что у Гуатро возможно были личные причины ненавидеть Джино, отнюдь.
Не конкретный полицейский является злом (тем более что по ходу фильма, он занимается не только травлей Джино но и ловит банду) а система, которую инспектор олицетворяет. Система, заклеймив человека, не хочет его отпускать даже после тюрьмы, она метит человека, показывая обычным гражданам что это — изгой, она ждет возможности избавиться от этого чужеродного для себя организма.
Здесь надо сделать небольшое отступление, сказав о том, что Хосе Джованни провел довольно бурную жизнь. Он воевал в Сопротивлении, а после окончания войны стал преступником. Был пойман, приговорен к смертной казни, его спасло вмешательство отца, который хлопоча за сына, пробился на прием к самому президенту Франции. Безусловно, в этот фильм режиссер вложил свой жизненный опыт, отчего лента не может считаться абстрактным морализаторством.
Последние минуты фильма содержат невероятно мощный заряд эмоций, их концентрация, благодаря потрясающей игре актеров, достигает невыносимого накала.
Каждый эпизод источает невероятное количество человеческой боли. Такое не способен сделать простой мастер, для этого не достаточно просто наладить свет, сделать раскадровку, подобрать антураж и интерьер. Нужно нечто большее, необходимо вложить в актеров реальные мысли и чувства, нужно показать и объяснить им, как прожить эти невыносимые минуту, когда из-за охватившего горя от личности не остается ничего.
Источник: https://www.kinopoisk.ru/film/20941/
Он-лайн фильм можно посмотреть, перейдя по этой ссылке: https://w6.zona.plus/movies/dvoe-v-gorode
«Двое в городе» ("Two Men in Town») — это прямой ремейк одноимённой французской картины (в оригинале «Deux hommes dans la ville»), снятой в 1973-ом году, где главные роли сыграли корифеи европейского кино Жан Габен и Ален Делон.
В фильме Рашида Бушареба их заменили Кейтель и Уитакер соответственно. Итак, главный персонаж — это Уильям Гарнетт (Уитакер). Не так давно его выпустили из тюрьмы, где он сидел за ограбление и непредумышленное убийство полицейского.
Напарник убитого — Билл Агати (Кейтель) — всей своей душой ненавидит Гарнетта и всячески пытается его разоблачить, мешая его мирной жизни, чтобы засадить того за решётки на пожизненное. Единственная, кто верит в то, что Гарнетт изменился — это представитель службы по делам освобождённых Эмили Смит (Бренда Блетин). Она вступает в непреодолимый конфликт с Агати. В то же время Гарнетт находит себе девушку (Долорес Эредия), но криминальные дружки из прошлого, в особенности местный главарь (Луис Гусман) никак не оставят в покое Гарнетта. Всё это ведёт к большой трагедии.
Фильм снят в пустынной местности. Есть такая лента — «Граница» 1981-го года, где действие разворачивается в тех же климатических условиях и одну из главных ролей в этой картине сыграл всё тот же Харви Кейтель. Практически тот же образ он перенёс и в «Двое в городе», немного «приукрасив» его неприятными чертами своего героя из ленты «Плохой лейтенант». В принципе становится понятным, почему кинокарьера Кейтеля медленно, но упрямо движется вниз: актёр уже не создаёт что-то новое, он пользуется теми образами, которые уже были им задействованы в других фильмах. Но самое страшное для него как для актёра в том, что по фильму «Двое в городе» к его персонажу нет ни симпатии, ни антипатии, он совершенно не вызывает никаких эмоций. Удручает то, что столь сильный актёр сбился в самоплагиате, который откровенно хуже оригинала. Бренда Блетин по сравнению с ним — кладезь эмоций и чувств, но и то сказать, что актриса сыграла хорошо сказать нельзя. Особенно её портила служебная форма, так что и костюмеры фильма сработали бездарно.
С трудом находятся лестные слова и по поводу игры Фореста Уитакера. Глубины драматизма его персонажа явно не хватает. Пусть и актёр старался, но в общий план и концепцию фильма он не вписывался, будто не прочувствовал этого, хотя на таких ролях он уже собаку, что говорится, съел. Даже на фоне песков его стать смотрится уродливым шрамом, его герой будто заблудился в этой местности и неизвестно чего ищет. Конечно, при всей унылости показываемого создателями фильма добивался эффект проникновения в зрительскую душу, дабы тот ощутил внутренний мир провинциального приграничного городка, но получилось это так, что возникает чувство словно тебе насильно напихали песка в горло, после чего отплеваться невозможно. В этом случае заметно перестарался с обликом упадка оператор картины бельгиец Ив Кап. Он так старательно искал ракурсы, чтобы действующие лица были сняты на фоне унылого и скучного городка, что вскоре заигрался с этим делом, создав обратный эффект — фильм стал смотрится скучно и уныло при том чувстве, что если пропустишь даже пару минут картины, то ничего особенного в ней не произойдёт.
Мрачная криминальная драма, которая не удалась во многих аспектах. «Двое в городе» в хронометраже составляет целых два часа отснятого и смонтированного материала, но пока его посмотришь возникает чувство будто прошли все пять часов. Даже поклонникам независимых криминальных драм советовать не буду, совсем не хочется им предлагать фильм из сонного царства.
Источник: https://www.kinopoisk.ru/film/dvoe-v-gorode-2014-668718/
Он-лайн фильм можно посмотреть, перейдя по этой ссылке: http://the-cinema.club/film2014/25725-dvoe-v-gorode.html